Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посетите нашу выставку 

г. Новокузнецк

ЦГБ им. Н.В. Гоголя

ул. Спартака,11

тел. +7 (3843) 74-46-91               

2 ноября- 20 декабря 2017 года

Сергей Шакуро на выставке Лики ЗемлиСергей Шакуро на выставке Лики ЗемлиСергей Шакуро о своем творчестве. Лики Земли

Фильм «Стозвучный Непал»,  сделан специально к открытию выставки «Лики Земли».  Видеокассеты  лежали с первой Непальской экспедиции (1996 год). Сергей пытался  смонтировать фильм,   раз пять приступал к монтажу:  «Еще не время», -  говорил себе,  и материал еще на год запирался в стол.  С шестой попытки, он как штангист, взял вес.

 

-          «Непал» вообще странная вещь.  «Документальная правда», есть ли такой жанр вообще?  Автор должен раствориться в материале, чтобы не было видно «ниток»: ни монтажа,  ни твоего «Я», и  чтобы течение времени не нарушалось.

- Почему такая привязанность к Непалу? Надо было уехать на край земли к антиподам, чтобы Непал стал для тебя  ближе?

 

-           Может быть,  Южная Америка, а может быть,  Новая Зеландия помогла. Все эти путешествия лучше высвечивают Непал, потому, что народ везде разный:  по эмоциям,  по ритму, по окружению. Непал  - первое большое путешествие. В этой стране я понял:  в чем  разница между востоком и западом, югом  и севером.   Между Китаем и Индией находятся  Непал и Тибет, а там -  самые высокие  горы в мире, восьмитысячники. 

 

    -      Я бы назвала Непал  перекрестком  миров, там  сконцентрированы разные  религии. Отсюда их  веротерпимость?

 

-           Этому  народу от природы дана  мудрость. Высокие горы не терпят фальши. В Непале очень мощные энергии. Горы вообще заставляют быть честным человеком. Потому, что если где-то лукавишь, обманываешь, то внутри  тебя  растут червоточины - метастазы. Человек начинает болеть,  и умирает быстро. Поэтому люди там открытые и глаза у них  счастливые. Нет зависти и корысти как в нашем мире.  То же самое в  Тибете и Монголии.

 

-          Как тебе  удалось соединить массу разнородного материала в экспозиции выставки?

-          Легко.  Она настолько ясно и четко выстроена. Когда я начал снимать Непал, знал, что придется делать общую выставку,   и просто разделил  страны  на разные жанры. В Непале снимал уличные сценки и людей -  жанровую фотографию.  В Африке – портрет -   одни  лица. Хотя очень хотелось запечатлеть на фото   водопад «Викторию» и диких животных: жирафов, львов и слонов.  В Новой Зеландии снимал только пейзаж.  Жаль,  в Новой Зеландии, мы не попали туда, где снимался фильм Властелин колец». Не увидели вулканы, только  издалека  водопады и фьорды. В горы улетели, там,  в течение четырех дней  висел туман, то  снег, то дождь - гор не видно. Когда появилась радуга, я лишь успел видеокамеру достать: 50 секунд,  и радуга  исчезла. В  Аргентине тоже  успел снять г.Аконкагуа в лучах заката.  То, что позволяла  снять природа,  я торопился снять - реагировал, потому, что был  настроен на пейзаж, не отклонялся  от заданного вектора.

 -  Такой  жесткий ограничитель помогает  профессионалу не выходить    за    рамки, сохранить чистоту жанра. А у   тебя есть  любимый жанр, где все  легко удается?   К  чему тебя влечет?

 

-          Меня влечет …к обнаженной натуре, это  самое интересное. Я считаю, что именно там я преуспел.

-          Но твою «НЮ» еще никто не видел, разве что избранные  - в «контрольках».  Сколько выставка  лежит? Семнадцать лет? Но вернемся к выставке. Что не получилось в Новой Зеландии?

 

- Есть объективность, которая не дает тебе что-то снять: обычно это  нехватка времени, в экспедиции ты подчинен ее ритму - некогда останавливаться. В Новой Зеландии  я бы снимал оленей не 5 минут, а пять часов. А все бы сидели в автобусе? А по-хорошему, будь   я один, снимал бы до тех пор, пока не отработал материал. Может быть, всю  неделю  потратил.  Непал получился, потому, что я целый  месяц  фото занимался.

 

-          Снимать одновременно на видео и на фото – реально?

-  Просто невозможно. В идеале надо снимать,  что- то одно. Фотограф и оператор снимает не головой, не мозгом -  шестым чувством и для этого нужен настрой.  У меня не совсем получилась видеосъемка в Африке, потому что я снимал  портрет:  деревню Мукуни.   Про камеру вообще пришлось забыть. Она просто болталась в сумке. И когда в  Новой Зеландии фотографировал, тоже не все получилось, как планировал.   

 

-          В таком случае  разместить триптихи в экспозиции это -  уловка?

-   Когда автор не смог в силу каких-то обстоятельств:  не успел перестроиться, или не позволяла что-то выявить природа  в одной фотографии, тогда триптих уместен. Они существуют и в живописи и вообще в искусстве. Это когда 3 снимка  дают ощущение одной фотографии. Три в любом случае, лучше,  чем одна.

Экспозиция  выставки виделась изначально,  и я понимал,  что Новая Зеландия будет большого формата. Так родились триптихи. Около месяца их мурыжил, выкадровывал, обрабатывал,  потом печатал на принтере. Когда приехал в Новосибирск в «Фотоленд» к своей радости обнаружил машину, какой  больше нет нигде за Уралом. Лазерная фотопечать с проявкой бумаги. Одна фотография  размером  80 х120  стоит полторы тысячи! Эти деньги окупились:  я сам был удивлен,  впервые в жизни увидел настоящую живопись в фотографии. Техника достигла такого уровня,  что позволяет зафиксировать  такой тонкий расклад цвета. Я такого еще не видел!

 

-          Скажи приятно,  когда твои способности совпадают с техническими возможностями?  Так что зрители,  пришедшие на выставку,  увидят то, что ты видел воочию.

 

- Я работал с любовью и радостью. И отбор был серьезный.

Выбраковка происходит помимо твоей воли.  2 фото в экспозиции были «сомнительные». И вот же мистика – одна фотография измялась, ее пришлось заменить, у  другой не нашлось рамы.  Одно ясно - есть добротная фотография, нет проходных.

 

-          А я  рада, что зритель все-таки увидит Аргентину, потому что она особая: в отличие от «гигантской» Новой Зеландии  (80х120),  дана, так сказать  в миниатюре.

 

-  Там небо живописное, уникальные закаты. В Аргентине такие краски яркие;  то ли широта, то ли высота оказывает действие. Снять очень хотелось на фото, но пришлось снимать видеокамерой в фото режиме. Поэтому и размер небольшой. Все что мог -  вытянул с позиции качества, и получилось.  Не стыдно. Одна и та же композиция в разное  время суток: гора Аконкагуа  утром, днем, вечером и  озеро.  И миниатюрам  место нашлось и  единичным снимкам. Ведь выставка заявлена как «Лики Земли», как не показать Хакасию,  Алтай. Этим летом надо ехать в Алтай и серьезно работать…

   

-          А теперь  забудь на время, что ты автор. Какую оценку ты  бы поставил выставке? 

 

-          По десятибалльной  системе – 8, по пятибалльной – 4. 

С  появлением   бытовой аппаратуры  труд оператора и фотографа обесценился.  Считается, что если  ты взял в руки камеру, снял резко, в экспозиции, то это будет фотография. Нет, это будет снимок. Чтобы снять фотографию, нужно быть в нужном месте, в нужное время и вдобавок в нужный момент нажать на кнопку. Правильно выбрать композицию, учесть свет. Это большой труд и знание законов светописи (что собственно и есть фотография).  Человек, если он впервые взял в руки фотоаппарат,  то лет через 5-6 он сделает  свою первую фотографию, не раньше. 

Надо несколько лет учиться в институте: узнавать азы,  и  много трудиться, тогда может быть получится.  А может быть,  не получится никогда. Надо быть художником и любить, что ты снимаешь. Есть много но.  В нашем городе немного фотографов и художников, и не может их быть много. Так природой устроено.

 

-          «Много поэтов хороших и разных» - не  истина?

-          Были времена, целые эпохи, например,  эпоха «Возрождения», когда  наблюдался  всплеск в развитии искусства,  «Серебряный век», в  поэзии …

 

-          Выходит, что  мы сейчас  живем в эпоху застоя…

 

-          Отстоя…

 Когда раньше оператору давалась пленка,  и он должен был сначала  выставить свет, замерить экспозицию. Если материал снимался в браке, оператор платил штраф. А сейчас он не думая,  нажал на кнопку, а  камера сама все сделала. Пацаны,  которые приходят на студию и понятия не имеет  о композиции кадра, потому все «в столбах». То же самое в фотографии. Любительщина махровая, нет элементарных навыков.  Та же «ракурсная» съемка, приемами  которой сейчас пользуются «новаторы» и не понимают, что  все это уже было  в двадцатые годы прошлого века. Если снимаешь снизу, то это - определенная идея, определенный взгляд, мировоззрение, а  не просто «выгибоны» без знаний законов психологии восприятии человека…

 

Вот такая у нас получилась эмоциональная беседа, впрочем, как всегда.                                                                     

 

Беседовала  Ольга Козлова